связаться с нами: +7 916 254 28 63

Создание СРО "с нуля"

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ "О саморегулируемых организациях", а также другими федеральными законами (Градостроительным кодексом РФ, ФЗ "О саморегулируемых организациях на финансовом рынке", "Об оценочной деятельности", "О кадастровой деятельности", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об аудиторской деятельности" и т.д.), основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемая организация (СРО) создается для разработки и установления стандартов и правил деятельности, а также для контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил ее членами.

Для создания СРО «с нуля» необходимо пройти путь от создания некоммерческой корпоративной организации (НКО) до получения НКО статуса СРО. Мы разделили этот процесс на три этапа:

Этап I. Создание НКО в форме ассоциации (союза) под будущую СРО.

С 1 сентября 2014 года СРО создаются только в организационно-правовой форме ассоциации (союза). В соответствии с положениями ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Регистрация НКО относится к компетенции Министерства юстиции РФ и осуществляется территориальным управлением юстиции Субъекта Федерации РФ (по месту нахождения НКО).

Почему НКО изначально создается под будущую СРО? В зависимости от сферы предпринимательской деятельности и специфики решений, принимаемых органами управления СРО, устав и другие документы НКО необходимо сразу подготавливать исходя из конкретных целей и задач будущей СРО.

Этап II. Подготовка НКО к получению статуса СРО.

Как правило, НКО создаются несколькими учредителями. Законом же установлены требования по минимальному количеству членов (подробнее см. ниже). Понятно, что для того, чтобы соответствовать хотя бы минимальному набору требований к СРО НКО нужно постепенно учиться жить и работать в формате, установленном для СРО.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» содержит ряд требований, которым должна соответствовать СРО. Минимальные требования (для получения статуса СРО) указаны в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» и заключаются в следующем:

- объединение в составе некоммерческой организации (НКО) не менее 25 членов - субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 членов - субъектов профессиональной деятельности определенного вида (федеральными законами для отдельных сфер предпринимательской или профессиональной деятельности по количеству членов может быть установлен больший минимальный предел);

- наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, необходимых для выполнения всеми членами НКО;

- обеспечение НКО дополнительной имущественной ответственности ее членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) путем формирования компенсационного фонда НКО или индивидуального/коллективного страхования гражданской ответственности членов НКО.

Кроме того, для осуществления деятельности в качестве СРО НКО должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

У СРО помимо обязательных требований есть и дополнительные. К примеру, у СРО должен быть сайт в сети "Интернет", на котором должна отображаться установленная ст. 7 ФЗ «О саморегулируемых организациях» информация. Эту необходимость из числа обязанностей можно превратить в конкуретное преимущество. Как указано выше, одной из задач для соответствия НКО формату СРО является вступление в НКО определенного количества членов. В этих целях можно наполнить сайт НКО информацией о преимуществах СРО в целях стимуляции вступления в него новых членов: размещение стандартов и правил профессиональной деятельности членов СРО, выполнения их членами СРО, наличия механизма возмещения ущерба, причиненного членами СРО потребителям, посредством страхования коллективной или индивидуальной гражданской ответственности в значительном размере, работой в направлении лоббирования интересов СРО на государственном уровне и т.д.

Также для получения НКО статуса СРО необходимо утвердить ряд внутренних положений, определяющих специфику деятельности СРО:
- устанавливающих способы обеспечения имущественной ответственности за вред, причиненный членами СРО потребителям их товаров (работ, услуг) - компенсационный фонд/страхование ответственности членов СРО;
- регулирующих деятельность специализированных органах НКО: контроля (за соблюдением членами правил и стандартов) и дисциплинарного (налагающего на членов меры дисциплинарного воздействия за различные нарушения);
- касающихся публичности деятельности СРО и ее членов.
Создание СРО всегда штучный продукт. Поэтому в каждом случае (даже если СРО обязательное) необходимо разрабатывать внутренние документы СРО с учетом пожеланий ее учредителей (членов).

 

Этап III. Регистрация СРО (внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО).

Законодательством РФ оказание услуг и выполнение работ в ряде сфер предпринимательской и профессиональной деятельности, а именно:

- аудиторская деятельность (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство финансов);

- инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор));

- энергетическое обследование (энергоаудиторы) (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство энергетики);

- деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Министерство сельского хозяйства);

- деятельность кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций, актуариев (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Центральный банк);

- арбитражные управляющие, кадастровые инженеры, оценочная деятельность, процедура медиации, операторы электронных площадок (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр));

- организаторы азартных игр в букмекерских конторах и в тотализаторах (ведет реестр СРО и осуществляет государственный надзор Федеральная налоговая служба).

разрешено только при условии вступления участника предпринимательской деятельности в соответствующее СРО (Примечание. У СРО медиаторов и микрофинансовых организаций особый режим - создаются добровольно, но ведение реестра СРО медиаторов и микрофинансовых организаций и осуществление государственного надзора за деятельностью СРО возложено на Росреестр и Центральный банк соответственно).

Соответственно, внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО (получение статуса СРО) в зависимости от осуществляемого вида деятельности осуществляется соответствующим государственным надзорным органом.

Функционирование НКО в формате СРО создает для членов НКО ряд конкурентных и иных преимуществ, благодаря чему они занимают привилегированное положение в тех сегментах рынка, на которых осуществляется реализация производимых ими товаров (работ, услуг). По этой причине статус СРО на добровольной основе стремятся приобрести хозяйствующие субъекты, объединенные в НКО, осуществляющие виды деятельности, для которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное членство в СРО. В настоящее время СРО созданы или создаются для функционирования в следующих видах деятельности:

- управляющие компании в ЖКХ (управление многоквартирными домами, жилым и нежилым недвижимым имуществом);

- деятельность в области пожарной безопасности;

- деятельность в области проектирования и производства оборудования, оказания услуг по монтажу и демонтажу подъемных сооружений: лифтов, эскалаторов, траволаторов, канатных дорог, фуникулеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчерского контроля и телеавтоматики;

- деятельность в области промышленной безопасности: диагностика, испытания, сертификация, оценка соответствия, рисков, проведение экспертиз;

- медицинская и фармацевтическая деятельность;

- деятельность в области косметологии;

- выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, ее ремонту и монтажу;

- перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

- ритуальные услуги;

- обращение с отходами;

- клининг и техническая эксплуатация зданий;

- коллекторская деятельность;

- деятельность частных охранных организаций;

- деятельность патентных поверенных;

- рекламная деятельность;

- услуги салонов красоты;

- туристская деятельность (объединение агентов);

- деятельность отельеров;

- поставщики питьевой бутилированной воды;

- дистрибьюторы питьевой бутилированной воды;

- деятельность в области лесоводства и лесозаготовки;

- стриптиз/джентельменские/элитные мужские клубы;

- цифровая экономика (интернет-торговля, дистанционное обучение, защита информации и др. сервисы в сфере цифровой экономики);

- оказание услуг по социальной реабилитации и ресоциализации алко и наркозависимых граждан;

- охрана труда и т.д.

Для тех видов деятельности, где хозяйствующие субъекты осуществляют саморегулирование на добровольной основе, внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО осуществляется Росреестром. По состоянию на 17.06.2019 года в государственный реестр СРО в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью внесена информация о 513 СРО. С реестром добровольных СРО можно ознакомиться здесь.

Практически внесение в государственный реестр СРО сведений о НКО (получение статуса СРО) выглядит следующим образом:

- подготовка пакета необходимых документов, подтверждающих соответствие НКО формату СРО;

- подача документов в соответствующий государственный орган;

- получение уведомления государственного органа о включении НКО в реестр СРО.

Наша компания оказывает услуги на всех указанных этапах. Более подробно информацию об оказываемых услугах и их стоимости можно посмотреть по ссылке: http://sroinfo.ru/node/44

За подробной информацией обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 916 254 28 63, +7 977 614 12 95 или пишите по адресу: info@sroinfo.ru